Автор этого краткого пособия - Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви "Преображение", г. Орел.
ВСТУПЛЕНИЕ
У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа - это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения - помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.
Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.
1. ЦЕЛЬ И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ УРОКА
У вас есть тема, к примеру, "Заблудшая овечка" (Луки 15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин - главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: "ОДИН УРОК - ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ".
Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:
1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.
2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока: 1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка) 2. Как они должны ответить на эту истину?
И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.
2. СТРУКТУРА УРОКА
ПОДГОТОВКА КЛАССА И ПРИВЕТСТВИЕ
Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.
МОЛИТВА В НАЧАЛЕ УРОКА
Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОШЛОГО УРОКА "Повторение - мать учения". И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно - так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе. Методов множество - командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.
ВСТУПЛЕНИЕ К БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ Вступление - это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : "А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир". В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача - зародить в них ожидание и нетерпение.
Что может служить вступлением: - короткая жизненная история - фокус - игра - мозговой штурм - предметный урок - ролик - опрос - исторические факты - факты из СМИ - примеры из жизни - опыты
Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.
Важное правило: вступление - всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.
Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: "Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам... Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят." и т.д. (Главная мысль "Иисус хочет иметь общение с детьми").
Библейская история должны иметь четкую структуру: - Вступление - Основное изложение истины, ведущее к кульминации - Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели). - Завершение - Вывод и применение
В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения - речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.
ПРИМЕНЕНИЕ
К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение - это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.
Что может быть практическим применением: 1. МОЛИТВА: После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели. а. Молитва - благодарность. б. Молитва - ходатайство за других. в. Молитва - прославление. г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве). д. Молитва - просьба о личной помощи.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели. б. Позвать друга в церковь. в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.) г. Записать свои мысли. д. Чтение Библии и размышления. е. Регулярная молитва и т.д.
3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ: а. Участие в служении в церкви. б. Участие в уборке, субботнике и т.д. в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни) г. Посещение больных, интернатов и т.д.
4. УЧИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С БОГОМ. Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.
Если мы учим детей отношениям со Христом - доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос - как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.
- Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни. - Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их. а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться) б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать? в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить? и т.д.
На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу - не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.
- игра - просмотр клипов, видео, роликов - прослушивание аудио файлов - беседа по малым группам, со всей группой детей - практические действия - чтение Библии - жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д. - вкусняшка по теме - поделка - совместная поделка - вопрос- ответ
ЗОЛОТОЙ СТИХ Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие - это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.
ЗАВЕРШАЮЩАЯ МОЛИТВА
Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни. Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.
Источник - группа Вконтакте "Детское служение".
|