Чем мы живем, в душе мечту лелея? Чтоб были все успешные дела. В богатом, пышном доме у Закхея О минах притча сказана была. Был некоторый человек из рода, Прославленного многими в веках, Прошел он в край, где каждому свобода, Где душам чужды горести и страх.
Его там царство славы ожидало. Вернуться все же должен он назад. Минута расставания настала, И десяти рабам сказал, как брат: "Вот десять мин вам, в оборот пустите Вы эти деньги, пока нет меня, Примеры с предприимчивых берите, Себя от неразумности храня".
Но граждане страны, ушел откуда, Всем сердцем ненавидели его. У неприязни - слабая запруда: Она прорвет любое естество. Убийственно у ненависти жало, Но не всегда ее деянья впрок. Страна царя того не ждала, Но он вернулся в неизбежный срок.
Получено им царство без предела В пространстве и во времени, и вот Любовь его проверить захотела, Что сделал им оставленный народ. Вот первый во дворце у господина, С достоинством держась, он говорит: - "Тобою мне оставленная мина Влекла к себе другие, как магнит.
Вот все они - их десять ныне стало". "О, добрый раб, ты в малом верен был, Душа твоя передо мной предстала Достойною за то, что ты свершил. Возьмешь себе за добрый подвиг в управленье Ты не один, а десять городов. Дается тем от Бога возглавленье, Кто славен бескорыстностью трудов,
Кто действует, а не лежит беспечно, Кто полон безграничной доброты, Кто движим чувством - помогать всем встречным, Заблудших выводить из темноты". Вот и второй с хорошим результатом. Взамен одной он пять имеет мин. "Ты первому назваться можешь братом: Ты поступил, как добрый, верный сын.
Пять городов возьмешь ты в управленье, Трудом свое усердье доказав. Иди и действуй вновь без промедленья. В твоей душе - любви и чести сплав". Еще один - во взгляде возмущенье, Надменным чувством перекошен рот. Какое он представит возмещенье? Какой он даст дарителю отчет?
"Вот мина... долго у меня лежала Она в платке, сокрытая всегда, Душа моя трудиться не желала, В душе моей была к тебе вражда. Я знал, что ты придирчивый, жестокий, Берешь чужое, жнешь в чужих полях, И налагаешь на людей оброки, Всех повергая в беспредельный страх".
"Судить тебя твоею речью буду, Лукавый раб: ты знал, что я такой, Что я лишь горе доставляю всюду И отнимаю у людей покой... Так почему ж своей не отдал мины, Тем, кто трудился, в добрый оборот? Терновник ты средь пышной луговины, От лености и зла ослепший крот!"
Тогда сказал он слугам предстоящим: "Возьмите у лукавца серебро, Отдав тому, кто доказал блестящим Итогом, что в его душе добро. Да, всякому имеющему, что-то Прибавится за труд его втройне, А тот, кому трудиться неохота, Не угодит своею ленью мне".
Кто понял притчу так, как надо было, Евангелист об этом умолчал, Но нам она, как яркое светило: Труд для Христа - начало всех начал. Она для душ прозревших - назиданье, Во избежанье будущих тревог. Нет на суде ленивым оправданья, Печальный ждет таких людей итог.
Р. Березов
|