Автор статьи - Антонина Фенева, редактор журнала "Свеча", Кисловодск (Россия)
Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка социальные отношения женщины изменяются коренным образом. Круг тем для общения со старыми друзьями катастрофически сужается, появляется масса новых вопросов и проблем, требующих ответа и решения. Молодая мама в это время открыта к новым знакомствам с людьми, которые в силах поддержать ее, стать верным компетентным советчиком и другом. А в период перемен в жизни человека он особенно чувствителен к принятию Благой вести и остро нуждается в Божьей любви и прощении.
Я по призванию - миссионер, и поэтому меня очень волнует судьба женщин, воспитывающих маленьких детей. В последнее время я часто думала о том, что мы можем сделать для этой категории людей, живущих рядом с нами. Находясь в миссионерской поездке летом 2004 года, я встретилась в Санкт-Петербурге с одной молодой христианкой по имени Елена. На мой вопрос о том, как она узнала о церкви, Лена ответила, что об этом ей рассказала подруга, с которой она познакомилась и подружилась на детской площадке, когда гуляла со своим маленьким сыном. У них были дети одного возраста, поэтому общие темы для общения сблизили этих молодых женщин и способствовали созданию доверительных отношений. Узнав, что подруга - христианка, Елена обратилась к ней с вопросами о Боге, Иисусе Христе, которые давно волновали ее, тем более что в этот период она пыталась самостоятельно изучать Новый завет.
Сразу после встречи с Еленой я сама оказалась в ситуации "молодой мамы", так как меня попросили стать няней для одной маленькой девочки в Норвегии, меня так и называли норвежки - "дневная мама". И вот в течение четырех недель я проходила курс молодой матери-бойца за здоровье, питание, досуг и развитие ребенка. Это было замечательное время в моей жизни, и я очень благодарна Богу за те чудесные доверительные отношения, возникшие у меня с моей воспитанницей. Один интересный факт из моей норвежской жизни натолкнул меня на размышления и дал еще один ответ на те вопросы, о которых говорилось ранее.
Итак, расскажу подробнее: ребенок, воспитанием которого я занималась эти четыре недели, был еще маленьким, и в обычный детский сад отдавать его было рано. Но мама девочки сказала мне, что я могу три раза в неделю по утрам с 10.30 до 14.00 ходить вместе с ее дочерью в детский сад, где дети играют, гуляют на детской площадке, кушают - вместе со своими мамами.
Эта информация меня немного удивила и заинтриговала, хотя сейчас я знаю о существовании подобных детских садов и в России, но тогда появилось даже некоторое смущение: "В детский сад вместе с мамой?" - "Да, - услышала я в ответ, - это бесплатно, очень хорошее место для ребенка, там много интересных развивающих игрушек, книги. Я считаю, что малышке очень полезно общаться со своими сверстниками".
На следующий день, разобравшись в этом недоразумении, мы наконец попали в "детский сад для мам" - удивительно тихое, уютное и спокойное место. Сотрудник - всего один человек - молодая женщина по имени Лиз - мать одного из малышей, светловолосого Алена, была очень рада увидеть нас. Она доброжелательно объяснила мне правила поведения и структуру работы этого учреждения, к тому же она очень хорошо знала особенности характера Вероники - моей воспитанницы, которая раньше посещала этот детский сад вместе со своей мамой. В игровой комнате я увидела несколько малышей, совсем еще крохотных малюток, которые не слазили с маминых рук. Их матери, видно, уже познакомились и подружились, хотя меня они приняли в свою компанию приветливо и с интересом. Дети постарше (2-3 года) играли друг с другом в кубики, куклы, рисовали карандашами или красками, иногда просили меня почитать им детские книги.
К концу четвертой недели я знала всех их по именам, этому способствовало небольшое по продолжительности (15 мин) занятие по пению, которое проводила с нами Лиз. Она собирала в определенное время всех детей и их мам в круг и предлагала нам спеть детские песни с движениями. Малыши усаживались на свои "любимые" стульчики и с восторгом смотрели на большую яркую коробку, украшенную цветами и бантиками, которую Лиз держала в руках. Эта картонная коробка была сделана в виде головы человечка, на месте рта - прорезь в форме веселой улыбки. Каждый малыш по очереди с удовольствием опускал руку в это отверстие и доставал из коробки карточку с рисунком, обозначающим смысл или название детской песенки. В арсенале Лиз было около двадцати песен, которые она верно и задорно изучала с детьми на этих веселых занятиях. Одной из самых любимых была песня о названиях пальцев руки: "Где мой большой пальчик?" - поют дети и прячут за спину ладошку. "Вот он, я! Привет, привет, привет"! - и малыши показывают большой палец, который озорно сгибается в поклоне, и так далее поют обо всех остальных пальцах. И хотя многие ребята еще не умели не только петь, но и говорить, но всем им очень нравилось доставать карточку со знаком, обозначающим название следующей песни, которую хором споют не только дети, но и их заботливые мамы.
Самым приятным окончанием этого занятия был призыв воспитателя: "А теперь - все к столу!", и малыши бегут к большому столу в другой комнате - мамы достают принесенные с собой йогурты, яблоки, детские бутерброды, кто-то разводит смесь. Добрая и услужливая Лиз наливает чай или кофе для каждой мамы, идет непринужденная беседа. Что мне особенно понравилось - это непринужденная свободная атмосфера в течение всего времени нахождения в детском саду: если ребенок захотел пойти домой или выйти погулять на улицу, или зайти поиграть в здание, мама могла удовлетворить его потребность в этом, не принося никому неудобств или лишних беспокойств.
Отмечу, что этот детский сад был открыт всего три дня в неделю: понедельник, среду и пятницу. Это было очень удобно, так как нам с малышкой иногда хотелось погулять вдвоем или пойти в другой детский сад для мам, расположенный в другом конце нашего района, который работал в другие дни: вторник, среду и четверг. За эти четыре недели регулярного посещения детского сада с моей воспитанницей произошли очень хорошие перемены: она стала меньше стесняться, играя с незнакомыми детьми, чувствовала себя смелее и была активнее в новой обстановке, быстрее преодолевала психологический барьер в общении со сверстниками. У нее даже появилась первая подруга, которую она постоянно выделяла среди других детей. Малышка к концу четвертой недели уже с удовольствием пела некоторые знакомые ей детские песни вместе с остальными детьми. Напоследок хочу сказать, что и у меня появилась новая знакомая - молодая женщина из Ирана, мама одного маленького черноглазого малыша. Слабое знание норвежского языка, а также приезд в другую страну сблизили нас и дали возможность лучше узнать друг друга.
Хочу не забыть отметить, что каждая неделя в этом детском саду была посвящена формированию тех или иных практических навыков у детей. Лиз в начале месяца раздала мамам расписание тем занятий, где говорилось о том, что мы будем делать с детьми во время свободного времени до занятия по пению. В первую неделю она учила малышей рисовать пальчиковыми красками, вернее, каждая мама сидела рядом со своим ребенком, одетым в специальный непромокаемый халат и рисовала вместе с ним, и то дети принимали участие в этом занятии при условии, что малыш хотел это делать. Дети могли рисовать не только пальцами, но и кистью, краски были густыми и налиты в большие пластиковые стаканы. Мы с Вероникой нарисовали несколько удивительно красивых фантастических картин, а потом раскрасили чудесную картонную рамку для оформления наших "художественных произведений". На следующей неделе малыши учились сами делать бусы и браслеты из ярких бусин - это было нелегко! Но зато первые самодельные бусы стали ничем незаменимым украшением в наряде Вероники, а рамку из деревянной мозаики, которую мы клеили вдвоем, я взяла с собой.
Все эти яркие впечатления я привезла в Россию, они стали толчком к идее создания подобного христианского детского сада для мам при церкви. Уверена, что в районе, где расположена ваша церковь, живет достаточно молодых мам с маленькими детьми. Для них было бы большим и приятным сюрпризом посещение такого заведения, где они могли бы пообщаться с такими же мамами, а если среди них будут и христианки - то это будет просто замечательно!
Что особенно важно - больших человеческих ресурсов служение "Детский сад для мам" не требует - достаточно одного - двух человек для организации занятий с женщинами и их детьми. Часто в церкви уже есть оборудованные детские комнаты для занятий в воскресной школе, единственное, что необходимо - это качественная реклама и открытые церковные двери не только по воскресным утрам, но и в будни.
Буду рада, если кому-то эта идея придется по душе и не только я, но и многие другие женщины узнают прелести христианского детского сада для детей вместе с мамой.
Источник: Журнал для родителей и педагогов СВЕЧА
|