Копилочка - христианский сайт
 
Сценки

Сценки на праздники: Рождество

ДЛЯ ЧЕГО ПРИХОДИЛ ХРИСТОС?


АВТОРСТВО: Театральная группа г. Новороссийска, 2001 г .
ЦЕЛЬ: заставить зрителей задуматься над вопросом: Для чего приходил Христос? Действия спектакля не отвечают на этот вопрос, а только подводят к нему.
ВРЕМЯ: 20-25 минут
РЕКВИЗИТ: Костюмы для каждого героя согласно описанию ниже, стулья для всех, швабра для Шестеркина, кувшин воды.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПЕРСОНАЖИ И ИХ ХАРАКТЕРЫ:

* Примечание: Имена некоторых героев мы специально сделали “говорящими”, то есть имя уже говорит за человека, каков его характер

Режиссер – деловой мужчина, можно с папкой в руках, разговаривает тоном начальника
Аристарх – в очках, в костюмчике, образ профессора Преображенского из “Собачьего сердца”.
Доброздравов – этакий розовощекий простак, одет обыкновенно
Ванесса Ивановна – персона очень высокого о себе мнения, временами надменна, презирает Стилягина, одета в черное, экстравагантные украшения
Стилягин – стильный молодой человек, одет соответствующе, но в то же время грубоват, использует в лексиконе “блатные” термины
Шестеркин – это подсобный рабочий студии, одет соответствующе, всем старается угодить
Сгорбленная женщина – женщина среднего возраста, в платке, в длинном
Черный ангел – одет в черное
Белый ангел – одет в белое
Переводчик - голос за кадром, говорит гнусаво, как переводчик американских фильмов


Вступительная часть

Звучит музыка, под которую обычно начинаются фильмы. (на ваш вкус)
ПЕРЕВОДЧИК: Рашиан пикчерс представляет.
Все по одному заходят и садятся за стол. В то время, когда переводчик называет имя героя, тот на несколько секунд застывает, а потом “отмирает” (эффект стоп-кадра)
ПЕРЕВОДЧИК: Макаренко Тамара в роли Ванессы Ивановны
ВАНЕССА: Хм. Никого. Какая наглость. Назначили на семь, и я, женщина, должна их ждать. Непростительная наглость.
ПЕРЕВОДЧИК: Касько Михаил в роли Аристарха Платоновича
АРИСТАРХ: М-м-м. Прошу прощения, я, кажется, опоздал. (смотрит на часы) На одну минуту. Ванесса Ивановна, прекрасно выглядите сегодня. (Ванесса подает ему ручку, тот вежливо по-интеллигентному, ее целует)
ПЕРЕВОДЧИК: Коновалов Игорь в роли Доброздравова
ДОБРОЗДРАВОВ: О, да уже я смотрю, почти все в сборе. (Потирает руки)
ВАНЕССА: Да, а вас вот Доброздравов, не хватает, заставляете нас ждать.
ДОБРОЗДРАВОВ: Простите, простите, (пожимает руку Аристарху Платоновичу)
ПЕРЕВОДЧИК: Насон Андрей в роли Стилягина
СТИЛЯГИН (в наушниках). По какому поводу тусовка? А? (все с некоторым презрением на него смотрят) Никто, я понял, не шарит. (Одевает наушники.)
АРИСТАРХ: Ванесса Ивановна, можно ли поинтересоваться, что будете готовить на Рождество?
ВАНЕССА: Я..
ДОБРОЗДРАВОВ: Рекомендую только вегетарианскую пищу, фрукты, овощи. В здоровом теле – здоровый дух. Я вот тут рецептик один вычитал. Слушайте. (Достает газетку) Возьмите одну вареную морковь, натрите ее на мелкой терке …


Появляется режиссер и сообщает новость:

ПЕРЕВОДЧИК: Мелихов Никос в роли режиссера студии и другие
РЕЖИССЕР: Так, как я вижу все в сборе. Господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие.
СТИЛЯГИН: К нам едет ревизор?
РЕЖИССЕР: Хуже. В самые короткие сроки, а именно к рождественским праздникам, нам нужно поставить фильм о..
ПЕРЕВОДЧИК: В фильме…
СТИЛЯГИН: О…?
ВАНЕССА: О .. ?
АРИСТАРХ: О… ?
ДОБРОЗДРАВОВ: О… ?
РЕЖИССЕР: О Христе!

После этих слов все на несколько секунд застывают.

ПЕРЕВОДЧИК: Для чего приходил Христос? Россия, декабрь двухтысячного года. Рабочая студия телекомпании “Телек Включенз”. Канун Рождества.

СТИЛЯГИН: А кто это сказал?
ДОБРОЗДРАВОВ: Я – за!
РЕЖИССЕР: Вас не спрашивают, за вы или против. Все равно снимать придется. И мне нужны ваши предложения.
СТИЛЯГИН: Да я вообще на праздники собрался на лыжную базу и вообще работать в праздники.. Да кто это сказал?
РЕЖИССЕР: Министерство культуры сказало, вот кто. Или Вы, господин Стилягин хотите с ним поспорить?
СТИЛЯГИН: Я – пас (одевает наушники).
АРИСТАРХ: (под впечатлением, поражен услышанной новостью) Фильм о Христе… об этом великом учителе. Знаете, друзья мои, я недавно увлекся чтением этой замечательной книги, я имею в виду Библии. Раньше как-то не приходилось сталкиваться. Образ Христа. Он приводит меня в трепет. Я даже и мечтать не смел, что когда-нибудь я смогу прикоснуться…
РЕЖИССЕР: Аристарх Платонович, у Вас конкретное что-то есть? Мне интересно послушать именно Ваше мнение.


1 часть

АРИСТАРХ ПЛАТОНОВИЧ: Друзья мои, прежде всего хочу отметить, что Иисус Христос – это личность историческая, о которой не просто говорят, вопиют некоторые совершенно достоверные факты. Об Иисусе Христе, прежде всего, упоминается в Священном Писании, или Библии, о Нем имеются свидетельства и в других литературных источниках. Едва ли я в праве рассуждать о таком великом Учителе, как об Иисусе Христе, о той неоспоримой роли, которую он сыграл на сцене мировой истории и культуры. Видите ли, не хочу показаться дерзким, боюсь даже, что мое заявление вы сочтете слишком смелым, но я считаю, что Христос совершил революционный переворот в сфере человеческой нравственности и морали.
ДОБРОЗДРАВОВ: Вы хотите сказать, что он научил людей чему-то тому, что раньше они не знали?
АРИСТАРХ: Вот именно, коллега. Вы совершенно верно заметили. Ведь Христос, прежде всего, пришел на нашу грешную землю, чтобы научить людей добру. Чтобы показать, где добро, а где зло. Учение Христа – это отправная точка для каждого уважающего себя человека в его хождении, в его нравственности. Ведь те принципы, которые принес Христос – не убий, не укради, не прелюбодействуй… Ведь посмотрите, сейчас наши законы, наши конституции, наша судебная система, наконец, она же на них строится. Учение Христа, Его заповеди, они ведь в наше время приобретают актуальность…
РЕЖИССЕР: Аристарх Платонович (перебивает)
АРИСТАРХ: Да-да. Покорнейше прошу меня простить, если я ущемил чье-то мнение, если кто-то не согласен….
РЕЖИССЕР: Нет, все понятно. Христос был великим учителем. Но мне нужен такой фильм, чтобы он был понятен людям, чтобы это не был какой-то далекий образ, что-то нереальное, то, чего не было на самом деле. Думаю, не стоит искажать исторические факты, выдумывать что-то свое.
АРИСТАРХ: Смею Вам возразить, господин режиссер, но я вовсе не искажаю факты, я просто предлагаю сделать упор на самом учении Христа, ведь Он пришел, чтобы научить. Прежде всего. Научить. Лично я представляю Иисуса таким. Кроткое лицо. Смиренный взгляд, отпечаток высшего знания на челе и … учение….


Музыка. Аристарх входит в образ Христа.

АРИСТАРХ: И следовало за Ним множество народа. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста. Свои, учил их, говоря

(тут как бы между делом на сцене появляется Шестеркин со шваброй, Аристарх, использует его, как “народ”, т.е. кладет руку на плечо, учит и т.д. Шестеркин садится на стул и с удивленным лицом слушает всю речь Аристарха).

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

ШЕСТЕРКИН: Гениально. Вот именно таким Христос и был. Да-да….
РЕЖИССЕР: (походит к Аристарху и кладет руку ему на плечо). Аристарх Платонович, я понимаю, что вы закончили философский факультет института социологии
АРИСТАРХ: Культурологии
РЕЖИССЕР: Культурологии, какая разница
АРИСТАРХ: Простите, разница есть. Разница в том, что...
РЕЖИССЕР: (перебивает) Аристарх Платонович, давайте оставим. Я знаю вас как культурного образованного человека, мы все Вас уважаем.. Но вопрос вот в чем. Нельзя показывать Христа так однобоко.
АРИСТАРХ: То есть как однобоко, Христос – это, прежде всего великий учитель.


2 часть

ДОБРОЗДРАВОВ: Я согласен с мнением режиссера. Что такое мораль в наши дни? Имеет ли она ценность? Будут ли люди смотреть такой фильм, где их учат.
СТИЛЯГИН: Да я вообще ненавижу, когда меня чем-то загружают….
ДОБРОЗДРАВОВ: Нужно понять, чем дышит сейчас народ, что ему нужно
СТИЛЯГИН: Да чем он дышит, воздухом, как и все.
ДОБРОЗДРАВОВ: Стилягин, не время паясничать. Я о другом. Вот что современному человеку нужно?
СТИЛЯГИН: Да что мне нужно? Ну, тачку крутую, бэшку, М3, купе. Крутая машина. Вы видели у главного режиссера такая, клевая штучка. (изображает, как он еде за рулем).
ВАНЕССА: Стилягин, ты можешь о чем-нибудь другом думать, кроме как о машинах?
СТИЛЯГИН: Ну. Девчонки там симпатичные, все такое.
РЕЖИССЕР: Ближе к делу.
ДОБРОЗДРАВОВ: Так вот я вот о чем. В наш век плохой экологии, век загрязнения окружающей среды, в наше время синтетических продуктов людей, прежде всего, волнует здоровье. Вы вспомните, за что поднимают тост за столом? Да за здоровье! Все остальное можно купить, как говориться.. И Христос – это, прежде всего человек…
АРИСТАРХ: Простите, он – учитель.
ДОБРОЗДРАВОВ: Хорошо. Христос – это, прежде всего учитель, который давал людям здоровье. Вспомните, скольких людей он исцелили. О, хотел бы я жить в то время. Никаких следов от остеохондроз. Никаких тебе массажей, никаких иглоукалываний. Ничего. Только слово. Одно слово. И все! И уж если Христос приходил на эту землю, так для того, чтобы исцелить от болезней. Вот пришла к Нему как-то скорченная женщина. Спина у нее была больная. Представьте, вот так (показывает, как) всю жизнь ходить! (входит сгорбленная женщина). А Иисус подозвал ее, возложил на нее Свои руки и сказал: “Ты свободна от своей болезни” И тотчас женщина выпрямилась. Она стала абсолютно здорова! Вы понимаете? Здорова (начинает хохотать и радоваться с ней)
ЖЕНЩИНА: Слава Богу, я здорова! Я здорова! Иисус меня вылечил! Слава Богу! (уходит со сцены).
ДОБРОЗДРАВОВ: И вот другой случай. Шел Иисус как-то по дороге, а там сидит нищий. Да не просто нищий, слепой. (Доброздравов подходит к Шестеркину, одевает на него лохмотья, закрывает ему глаза, формируя из него слепого, тот подыгрывает). Слепой этот, узнав, что мимо проходит Христос, стал кричать.
Слепой ШЕСТЕРКИН: Иисус! Иисус, помилуй меня!
ДОБРОЗДРАВОВ: Тогда Иисус спросил его: чего ты хочешь?
ШЕСТЕРКИН (ползет на коленях): Чтобы мне прозреть.
ДОБРОЗДРАВОВ: Прозри! Вера твоя спасла тебя.

Шестеркин открывает глаза, подпрыгивает радостный и начинает всячески выражать свои эмоции (обнимает Доброздравова, кидается ко всей театральной труппе, сообщая им, что он прозрел).

РЕЖИССЕР: Мда..
ДОБРОЗДРАВОВ: Христос исцели сотни, нет, тысячи людей. И они все стали здоровы (радостно торжественно). Здоровы! Разве это не важнее всякой морали, разве это не важнее всех заповедей? Вот Вы, Аристарх Платонович, какие таблетки употребляете, когда у вас голова болит? А? (Аристарх мурчит что-то невнятное, достает таблетки из кармана). А вот Вас Ванесса Ивановна боли в спине постоянно мучают. Помните, сами у меня совета просили? (переключается на Стилягина). Ты-то, Стилягин, еще молодой, еще мало что об этом знаешь, но подожди, придет время, и тебя болезни замучат.
СТИЛЯГИН: Чего? Что ты сказал?
ДОБРОЗДРАВОВ: А вот Христос – он был панацеей от всех болезней. Не нужны таблетки (забирает таблетки у Аристарха, кидает в сторону)
АРИСТАРХ: Что Вы делаете? (поднимает таблетки)
ДОБРОЗДРАВОВ: Не нужны лекарства, если Христос может вылечить! (обращается к режиссеру) Понимаете, в наши дни каждый заботится о своем здоровье. Одна реклама чего стоит: гигиена зубов, свежее дыхание облегчает понимание и т.д. Людям это интересно, вот, что нужно показывать, Иисус исцеляет. Вы знаете, ведь и в наши дни такое происходит. Все это раздельное питание, лечебное голодание (тот же пост), ведь все это оттуда пошло. А заповедь “Не убий”? Здесь же прямое указание, что мясо есть вредно. Не убей животное, не ешь мясо. Подари себе здоровье сам. Раз Бог тебе его не дал. В здоровом теле – здоровый дух, здоровье народа – богатство Родины..
РЕЖИССЕР: Доброздравов, Доброздравов, успокойтесь! Успокойтесь, прошу вас. Есть у кого валидол? (дает Доброздравову, то глотает таблетку).
АРИСТАРХ: А Вы говорите, таблетки не нужны….


3 часть

РЕЖИССЕР: Ладно, все! Я вижу, Вы все в разные стороны тяните. Каждый о своем. Давайте не будем впадать в крайности. Чтобы понять, как играть Христа и что показывать зрителю, нужно понять, для чего вообще приходил Христос? Для чего Он родился на эту землю? Кто-нибудь может мне ответить на это вопрос? Для чего Христос приходил на землю? Ванесса Ивановна, я что-то Вас сегодня не слышу.
ВАНЕССА: А я давно жду этого вопроса. Для чего приходил Христос? Неужели вы думаете, чтобы кто-то стал зрячим, или кто-то больше не стал говорить ложь? Ха-ха-ха.. (пауза). Низко летаете, господа. Вы все рассуждаете о видимом. Не всем дано, конечно, говорить о высоких духовных материях. Я понимаю, не всем. Это приходит свыше. Вот мне открылось недавно, что ведь в нашем мире все не просто так. Да-да. Вот мы вроде бы живем. Дышим, существуем (с сарказмом). А на духовном уровне, в духовной сфере происходят вещи, такие, о которых подчас и страшно подумать. Духовная борьба. Это тонкая материя, это не для всех. Так вот Христос, как я считаю, это тот человек
АРИСТАРХ: Простите, учитель.
ВАНЕССА: Учитель. Христос – именно тот … индивидум, если хотите, властная личность, которой подчинялись духи. Да, да, так и написано в Библии. Духи, которые ведут борьбу за наши жизни.


(Ванесса выводит на сцену Шестеркина и говорит на его примере.)

Человек – это не просто тело, то, что мы видим. У него есть душа. И эта душа – намного ценнее его тела. Это самое ценное. Именно поэтому за эту душу ведется борьба. Духовная борьба. Борьба между Добром и Злом, борьба между Богом и дьяволом. (на сцене появляются черный и белый ангел, они своеобразно танцуют вокруг Шестеркина). Иногда злые духи могут схватить человека и так крепко держать его, что он становиться ими одержим. Про таких говорят, что они бесноватые, такие люди не хозяева сами себе, они не всегда контролируют свои поступки, а злым духам это только на руку. Они радуются. И мучается такой человек, и нет у него сил, чтобы освободиться самому. Но Христос – Он владел такой силой и такой властью. Он освобождал таких людей. Он повелевал таким духам оставить человека. Христос изгонял бесов! Изыди! (черный ангел убегает, Шестеркин перепуган до смерти, белый ангел помогает ему подняться)

(Все сидят завороженные увиденной только что картиной.)

РЕЖИССЕР: Что-то больно сверхъестественно.
АРИСТАРХ: Людям это непонятно.
ШЕСТЕРКИН: Да!
ВАНЕССА: А как вы хотите? Христос, Он владел сверхъестественным.


4 часть

РЕЖИССЕР: Но это все лишь ваши представления. Ваши субъективные представления! Все это не то. Все не то. Мне нужны ваши идеи, ваши реальные идеи. Стилягин!
СТИЛЯГИН: (сидит в наушниках, резко вздрагивает) А?
РЕЖИССЕР: Что у тебя?
СТИЛЯГИН: Земфира, последний альбом.
РЕЖИССЕР: Я спрашиваю, что у тебя есть по этому поводу?
СТИЛЯГИН: По какому?
АРИСТАРХ (мучительно хватается за голову). Эта молодежь, ей ничего не надо. Какая мораль, какое учение? Им только попсовую музыку подавай.
РЕЖИССЕР: Тише, Аристарх Платонович. Так как, по-твоему, Стилягин, для чего Христос приходил на землю?
СТИЛЯГИН: Иисус Христос-то.. это в смысле рок-опера “Иисус Христос - суперзвезда?”
РЕЖИССЕР: Мы говорим об Иисусе Христе, как о человеке.
АРИСТАРХ: Простите, он был учитель, великий учитель.
СТИЛЯГИН: А, понятно. Я понял. Да и как не понять мне при моем-то при уме. Что я знаю о Христе? Ну, Он творил чудеса. Он там, э-э-э … раздвинул море и всех манной засыпал!
АРИСТАРХ: Вы заблуждаетесь, молодой человек, Христос этого не делал.
СТИЛЯГИН: Какая разница. Ну, да. О чем это я? А! Христос превратил воду … в вино! Представляете, воду в вино! Вот так и сказал. Говорит, принесите мне, говорит, вина, Нет, нет. Воды! (Шестеркин приносит кувшин с водой) Посмотрел Он на эту воду, вода как вода. А у людей-то свадьба была, им выпить хочется, а вина нет. Нет вина. Все магазины закрыты. А евреи, они же пили вино. Им можно было. Да. Это я точно знаю. Они его водой разводили и пили. И так просто пили. Так вот. Иисус говорит, принесите мне воды, я превращу ее в вино. Как сказал. Так и сделал.
АРИСТАРХ: Позвольте, если играть Христа, так как вы показываете, это же будет абсурд! Абсурд! Куда делся образ смирения? Где кротость? Не представляю Христа таким. Христос – это был, прежде всего, учитель, великий учитель.
СТИЛЯГИН: Да, ладно, папаша, что ты заладил Учитель, учитель. Лично я не отказался бы, чтобы Он и ко мне пришел, я бы Ему столько воды принес. Эх, жили же люди, когда чудеса творились. В наше время, тебя никто даже бутылкой пива не угостит.
ВАНЕССА: По-твоему, Стилягин, Христос приходил, чтоб воду в вино превращать?
СТИЛЯГИН: А почему бы и нет?

Дальше идет спор. Фразы могут быть примерно такими, могут повторяться несколько раз. Главное, чтоб все спорили и были хоть иногда слышны чьи-то отчетливые реплики.

СТИЛЯГИН: Людям нравятся чудеса! Это надо же: воду превратить в вино!
АРИСТАРХ: Христос пришел прежде всего, чтобы научить добру. Он был великий учитель
ВАНЕССА: Вы все низко летаете! Вы ничего не знаете о духовной борьбе!
ДОБРОЗДРАВОВ: Да вы забыли, скольких людей исцелил Иисус? Вот, скажите, что вам дороже: ваше здоровье или чтоб заповеди исполнять.
РЕЖИССЕР: Для чего приходил Христос? Кто мне скажет, наконец, правду?


Все уходят со сцены. Потом кто-нибудь читает заключительную речь


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Для чего приходил Христос?
Чтобы научить? Чтобы дать людям здоровье? Чтобы изгонять бесов? Или чтобы творить чудеса?
Бетховен родился, чтобы написать свою “Лунную сонату”,
Пушкин, чтобы явить миру “Евгения Онегина”.
Леонардо да Винчи, - удивить всех загадочной Моно Лизой.
Все они, великие и не очень, гении и простаки родились, чтобы сочинять, творить, жить.
Иисус родился, чтобы умереть.
И умереть за нас.

КОНЕЦ







Горшки для цветов большие кашпо.

в начало
копилочка ПОДПИШИТЕСЬ  НА РАССЫЛКУ "КОПИЛОЧКИ"!