Копилочка - христианский сайт
 
Кукольный театр

Техника театра кукол: советы, упражнения



КУКЛЫ В ДЕТСКОМ СЛУЖЕНИИ - Ким Трейси



Я считаю, что куклы могут быть одним из наиболее эффективных инструментов в детском служении сегодня. Дети как бы отождествляют себя с персонажами кукол, что помогает им использовать разыгранные ситуации в жизнях.

Мне многие говорили, что куклы - от дьявола, и уж во всяком случае противны Богу. Однако Иисус сказал: "По плодам их узнаете их". Куклы и разыгранные с ними сценки , приносят много плодов, потому что дети уходя из церкви, знают как поступать по Божьему Слову, по принципу "Если кукла может это сделать, то и я смогу". Я поражаюсь, как Святой Дух использует этот инструмент для евангелизации сотен детей благодаря новизне и содержанию того, что несут эти ожившие куклы. И взрослые и дети в восторге от хорошего кукольного представления.

Во многих случаях гораздо проще донести идею, используя куклу, потому что такое ощущение, что у детей особые взаимоотношения с куклами.

Телешоу "Форт веры" многое потеряло бы, если бы не использовало кукол.


Как начать

Следующие инструкции могут быть полезны для тех, кто никогда не занимался кукольным театром.

1. Упражняйся, упражняйся и ещё раз упражняйся.
Если вы хотите принять участие в кукольном телешоу или в других кукольных театрах, вам прежде всего предложат взять куклу домой и ежедневно с ней тренироваться в течении года. Вы не можете за один день научиться работать с куклами. Вам потребуется много тренировки, прежде чем вы начнёте выступать с куклами.

2. Не бойтесь ошибиться.
Вы, может быть, столкнётесь с тем, что временами, делая кукольное представление, сценка кажется какой-то скучной, и вы говорите не те слова. Не давайте людям это понять, и , упав духом всё бросить. Ведите сценку до конца. Вероятно, что большинство людей и не заметит, что вы сделали что-то не так.


Как сделать куклу "живой"
     Первое, что вы должны научиться делать, чтобы оживить куклу - это научиться опускать её челюсть, когда она говорит. Когда люди говорит, они не поднимают голову вверх и вниз, у них двигается только челюсть. Поначалу это кажется сложным, но сложите все пальцы, кроме большого, в кулак. Теперь они не мешают вам двигать большим пальцем.
      Я ещё раз хочу повторить, что условие успеха - репетиция. Потренировавшись какое-то время. вы будете чувствовать себя естественно.
     Второе, избегайте "синдрома умирающей куклы", который случается тогда, когда в сценке участвуют несколько кукол. Когда одна кукла говорит, остальные начинают блекнуть, оседать или просто застывают на месте, как будто они в коме. Заставляйте кукол двигаться, смотреть на детей, затем на других кукол, кивать "да" и качать головой "нет". Если вы понаблюдаете за детьми, вы увидите, что они почти всегда в движении, то же самое должно быть с вашими куклами. Насколько это возможно держите их распрямлёнными, не оставляйте их рот раскрытым, когда другие куклы говорят.
      Важно также синхронное движение губ. Если вы говорите, а движение рта куклы не отражает изменения в вашем голосе, эффект этой куклы будет минимальным. Чтобы сделать это более успешным, возьмите куклу домой и перед зеркалом потренируйтесь, чтобы движение губ куклы совпадало с вашими словами. Сначала начните говорить медленно, затем быстрее, когда почувствуете себя увереннее. Когда. например, вы произносите сложное слово, вам не нужно двигать рот куклы для каждого звука. Опять же репетиция перед зеркалом поможет вам определить сколько раз нужно открывать рот при произнесении трудных слов.
     Вы обнаружите, что до тех пор, пока вы не привыкните, ваша рука будет уставать через минуту. Если такое произойдёт, и ваша кукла умирает, скажите что-нибудь, типа "меня зовёт мама", отложите куклу и отдохните. Это не нужно делать слишком часто, но иногда это лучше, чем смотреть как кукла блекнет. Также учитесь работать с куклами двумя руками, так как это поможет вам в будущем. Я научился работать с двумя куклами одновременно, это очень эффективно. Если у вас минимум помощников, или когда устанет одна рука, вы показываете как будто кукла ушла, надеваете её на другую руку и затем она появляется опять.
     Мы заметили, что если кукла выходит и уходит сбоку, это выглядит более эффективным. Если это невозможно, двигайте её вверх и вниз, когда она соответственно поднимается вверх по лестнице или спускается к выходу. Это гораздо лучше, чем когда она неожиданно выскакивает, и выглядит более естественным для детей.
     Хорошо научиться использовать куклы на палке, и куклы, надевающиеся на руку. Их использование требует гораздо большей координации движений, и может потребуется больше времени, чтобы "подчинить" их себе. Если у вас есть помощник, вы можете попросить "воспользоваться" его руками. Я заметил, что куклы, приводимые в движение рукой человека, выглядят очень жизненно, поэтому с ними можно больше творить.
     Эти предложения помогут вашему кукольному театру, только если вы будете их применять. Не падайте духом. но упражняйтесь. Совершенство придёт.

Как создать персонажи
Когда я начал работать с куклами в своём служении, я использовал традиционные сценки. Чем больше я их делал, тем больше я понимал, что дети стараются быть похожими на определённых героев. Оказалось, что их любимцы - это куклы, которые совершают ошибку и им нужна помощь. С того момента я начал создавать определённые персонажи.

Какие куклы использовать
     Некоторые куклы более характернее других. Однако, всё зависит от того, какой вы хотите видеть личность куклы. Если вы создаёте характер, который ищет у всех помощи, я бы не рекомендовал вам использовать куклу - персонажа из Библии в качестве того, кто всё делает не так. У меня есть кукла по имени Мейнард. Он очень неуверен в себе, застенчивый и немного робкий. Однако с Божьим словом он становится "Супер Мейнард". Эта кукла редко поступает правильно, но когда она поступает по Слову, всё в конечном счёте получается хорошо.
     Дети смотрят на этого Мейнарда, хотя он и не очень хорош и умён. И делает всё наоборот, но когда вступает в силу Божье Слово дети видят, как оно работает. Это даёт детям понять, что если Слово действует у Мейнарда, то оно будет действовать и у другого человека. И это так. Божье Слово будет действовать в жизни любого человека, который поступает по нему.
     Я бы хотел ещё рассказать о личности Мейнарда. Когда мы ставим сценку "Супер Мейнард", мы представляем её так: "Настало время для нового приключения Мейнарда. Супер Мейнард скрывается под видом тихого и скромного Мейнарда Маклберри из Мэнсфилда, штат Мэн. Однако, при первом признаке беды, он становится быстрее молнии, сильнее самого дьявола, и у него всегда на готове Божье Слово. Посмотрите, что там в небе: птица. самолёт, нет... это Супер Мейнард! (звук летящего Мейнарда). Само по себе такое вступление уже имеет характер. Оно подготавливает детей к встрече с Супер Мейнардом, который появится, выручит кого-нибудь из беды, связанной с грехом, поможет в чьих-нибудь нуждах или в трудной ситуации; не потому что он какой-то особенный, а потому что через него действует Божье Слово.
     У Мейнарда необычная внешность. У него жёлтая кожа, красные волосы и розовый нос. Я специально сделал его таким для выражения характера. (Если вы хотите специальную куклу для определённого персонажа, но у вас нет для этого финансов, проявите творчество и придумайте какое-нибудь состязание между детьми, чтобы они помогли вам собрать необходимую сумму).      У нас есть другая кукла по имени Рузвельт Франклин Джонсон, младший. Он представляет детские видео кассеты в нашем телешоу "Форт веры". Каждый раз, когда звучит определённая музыка, он знакомит с видеофильмами, имеющимися в наличии. Это чёрнокожая кукла, которая берёт под тщательный контроль всё, чем бы ни занималась.
     Буферд - кукла зелёного цвета, которая действует с помощью руки человека. Этот персонаж всегда знает наизусть какой-нибудь стих, и нет на земле такого человека, который обогнал бы его в цитировании стихов из Библии. Он очень уверен в себе и знает всё, о чём он говорит.
     Пенелопа похожа на Баферда, но она розовая. Она же никогда не знает стихов наизусть, и не представляет, что происходит в Детской церкви. Дети любят состязаться с ней в чтении стихов, потому что она никогда не готова к соревнованиям и не готовится в заучивании стихов. Им также нравится помогать ей учить стихи.
     Ховард Рассел - выездной репортёр нашей передачи "Форт веры". Немного монотонно, Ховард берёт интервью у Библейских персонажей, таких, как Давид, например, у которого он спрашивает, как тому удалось победить этого гиганта Голиафа. В новостях Божьего Слова он в подробностях рассказывает, что там произошло.

     Вы тоже можете создать персонажи, которые способствовали бы укреплению вашей Детской церкви. Используйте свою личность и то, о чём вы размышляете. Вложите это в куклу, и характеры начнут развиваться. Не падайте духом. Мне потребовалось довольно времени, чтобы получить таких героев. Вам тоже может понадобиться время. Начните там, где вы сейчас находитесь. Каждый раз создавайте по одному персонажу, и скоро увидете, как Бог начнёт проявлять Своё творчество.










в начало
копилочка ПОДПИШИТЕСЬ  НА РАССЫЛКУ "КОПИЛОЧКИ"!